Previous Entry Share Next Entry
Безумная сделка ОАО «Роснано» с Plastic Logic (Великобритания): Россия теряет $650 млн.
Черных, инновации
evgeny_chernykh
В январе 2011 г. появилось сообщение о том, что ОАО «Роснано» «выиграла гонку» за право инвестировать в британскую компанию Plastic Logic $700 млн. Такая астрономическая сумма сразу же заставила насторожиться многих, кто хоть немного знаком с инновационной тематикой в России. И в самом деле, за что будут заплачены такие жуткие деньги? Что в итоге получит российский налогоплательщик, расставшись со столь значительной суммой в столь тяжёлые времена?
Пластиковая электроника представляет собой быстро развивающуюся и очень многообещающую область современной науки и техники. В сети можно найти огромное количество материалов, рисующих самые радужные перспективы. Оценки объёма потенциального рынка колеблются от нескольких десятков до нескольких сот миллиардов долларов в год к 2030 году. Однако, как часто это бывает, ко всем этим прогнозам нужно относиться очень осторожно. Разумеется, никто не знает, что будет в 2030 году, но, скорее всего, эти ожидания сильно завышены, возможно, на порядок. Помимо оценки потенциальных объёмов рынка существует и другой важный вопрос: кому именно в итоге удастся заработать в столь привлекательном новом сегменте?
Великобритания – одна из тех стран, которая хочет серьезно поучаствовать в этом многообещающем направлении. Для этого в стране развернута весьма бурная деятельность, приняты различные программы поддержки на государственном уровне. Как следствие, Туманный Альбион смог добиться определенных достижений: сегодня там насчитываются десятки фирм, работающие в этой области.
В то же время, стоит отметить, что стратегические рассуждения некоторых британских специалистов озадачивают. Так, авторитетный британский специалист Зелла Кинг (Zella King) считает, что по уровню развития британская пластиковая электроника в данный момент находится на третьем месте после США и Германии. Основным конкурентом Великобритании она видит Германию, однако считает, что у её страны есть шанс на успех в конкурентной борьбе с немцами. Каким образом этот успех страны будет достигнут? Да очень просто. По её мнению, немецкие фирмы будут работать на рынках относительно несложных продуктов (low end) – радиочастотные идентификаторы (RFID), упаковка, игры и др., а вот на рынке дорогих товаров с повышенными характеристиками (high end) – дисплеи, солнечные батареи и др. – будут доминировать британские компании. При этом она никак не объясняет, за счёт каких факторов она собирается остановить работу немецких компаний на рынках high-end.
Другой британский специалист – Мартин Джексон (Martin Jackson) из той самой Plastic Logic – заявляет: «Для успеха у нас есть наука и интеллектуальная собственность. Однако этого мало. Мы должны предложить потребителю полное решение: e-ридер, онлайновый магазин и систему дистрибуцией вместе с самим контентом…». То есть по сути он собрался воспроизвести модель бизнеса amazon.com, которая уже на протяжении многих лет успешно продаёт самый разнообразный контент, а заодно и свой успешный ридер Kindle. Тут сразу же возникает вопрос: для успеха планируемого завода в Зеленограде тоже потребуется отдельный «онлайновый магазин, система дистрибуции вместе с самим контентом»? Сколько будет стоить создание всего этого?
Таким образом, британские стратеги на протяжении длительного времени демонстрировали абсолютную наивность. По-видимому, только теперь до них начала доходить простая истина: за редким исключением, британские компании, работающие в этой области, не обладали, не обладают и не будут обладать никакими существенными конкурентными преимуществами не только по сравнению с фирмами из США и Германии, но и фирмами из таких стран, как Япония, Корея, Тайвань и др., которые уже обозначили своё присутствие в этом сегменте.
По понятным причинам особый интерес представляет деятельность британской фирмы Plastic Logic. Можно согласиться, что в технологическом плане эта фирма является одной из лучших. Долгое время её считали авангардом британской пластиковой электроники, пока компанию не постигла большая неудача с её первенцем Que ProReader. Совсем недавно Que называли «убийцей Kindle», однако «убийство» не состоялось.
Эпический провал этого устройства связывают с появлением на рынке известного iPad фирмы Apple, который, обладая принципиально иным уровнем функциональных возможностей, оказался на $200 дешевле продукта Plastic Logic.
Однако не нужно связывать фиаско Que только с iPad. Если бы последнего не было, Que всё равно пришлось бы очень тяжело. В качестве примеров можно привести фирмы Sony, Fujitsu и ряд других, которые с разной степенью успеха пытаются работать в этой области, но, по-видимому, iPad остановил многих из них.
В расчёте на Que ProReader в конце 2008 г. компания построила завод в Дрездене площадью производственных помещений 4 тыс. м2, рассчитанный на производство 11 млн. дисплеев в год и обеспечивающий работой 140 человек. Строительство обошлось в $100 млн. Для сравнения на новом заводе в Зеленограде, который должен быть пущен в эксплуатацию в 2013-2014 гг., будет работать 300 чел. Завод рассчитан на выпуск сотен тысяч дисплеев в месяц, то есть также миллионов изделий в год.
По состоянию на конец 2010 года компания Plastic Logic оказалась в крайне тяжёлом финансовом положении. Строительство завода, доработка технологии, маркетинговые мероприятия потребовали очень много средств. В 2008 г. убытки компании составили $68 млн., в 2009 г. - $82 млн. Можно смело предположить, что убытки в катастрофическом для фирмы 2010 году находились на уровне $100 млн. Перед фирмой в полный рост встал вопрос: что делать дальше?
Вопрос «Что делать?» имеет два измерения. Во-первых, нужно понять, где взять денег, чтобы работать дальше. Во-вторых, нужно понять, как должна быть изменена стратегия, чтобы и новый раунд финансирования не оказался растраченным впустую.
Работа по первому направлению завершилась благополучно: после неудачного захода на правительство Соединённых Штатов, Plastic Logic остановила свой выбор на ОАО «Роснано», которая обязалась предоставить $150 млн. в обмен на 25% акций компании и $100 млн. гарантий по кредиту. Кроме того «Роснано» взяло на себя обязательство предоставить ещё $400 млн. частично в обмен на акции и частично в качестве гарантий по новым кредитам. Возможно, это обязательство носит условный характер – в зависимости от того, как будет развиваться ситуация в Дрездене.
По-видимому, все деньги первого транша - $250 млн. – пойдут на расчёты по прошлым долгам Plastic Logic, реанимацию завода в Дрездене, технологические доработки, маркетинг новой продукции. В марте 2011 года начали поступать известия о том, что после вливаний «Роснано» в Дрездене стало что-то происходить, вокруг завода Plastic Logic наметилась какая-то активность, которую люди связывают с запуском в производство какой-то новой продукции.
Здесь встаёт второй вопрос – самый важный: что конкретно собралась производить фирма взамен почившего Que ProReader? Ранее фирма анонсировала следующий вектор развития своих технологий: чёрно-белый ридер – цветной ридер – ридер, поддерживающий видео возможности. Поэтому основные предположения наблюдатели связывают именно с этим вектором движения. Но неужели кто-то в Plastic Logic всерьез рассчитывает удивить кого-то цветом или видео возможностями на сегодняшнем рынке? Таким образом, оптимистам остаётся лишь надеяться, что в рукаве у руководителей Plastic Logic припасён какой-то настоящий секретный джокер, который взорвёт рынок.
Наконец, последний вопрос – гипотетический завод в Зеленограде. Судя по всему, в первом транше финансирования ($250 млн.) денег на Зеленоград нет, хотя какие-то символические деньги на концептуальные проработки, возможно, будут выделены. Основная часть первого транша будет потрачена в Великобритании, Германии и США. Полномасштабное финансирование Зеленограда возможно лишь из второго транша $400 млн., которые также должны прийти из «Роснано». Опять возникает вопрос: куда такие деньги?
Напомним, что строительство завода в Дрездене обошлось в $100 млн. Допустим, что зеленоградский завод будет более мощным, и его стоимость составит $120-130 млн. (опять же вопрос: какую продукцию они собрались там производить?). Остаётся ещё $270-280 млн. Куда пойдут эти деньги? НИОКР? Маркетинг? Покрытие текущих убытков иностранных подразделений?
Вопросов в связи со сделкой ОАО «Роснано» и Plastic Logic возникает очень много. Складывается впечатление, что эта организация от имени российского налогоплательщика зашла в высокотехнологичное «казино» и поставила на зеро очень приличную сумму денег. Бывает, что и такие ставки играют. Сыграет ли такая ставка в этот раз, мы узнаем в ближайшие месяцы. Вполне возможно, что в эти недели в Дрездене решается дальнейшая судьба всего ОАО «Роснано». Если они провалятся в Дрездене, то российские налогоплательщики будут вправе сказать: такой хоккей нам не нужен.

Полная версия материала здесь:
http://innoact.ru/works.html

?

Log in

No account? Create an account